четвер, 5 лютого 2015 р.

Современного искусства пост

Я сейчас затрону одну из самых щекотливых тем, по взрывоопасности она приближается к обсуждениям веры, политики и прав секс-меньшинств. Что-то сказать по поводу современного искусства считает нужным каждый, кто хоть раз ходил в Пинчук и видел гигантскую заформалиненную акулу. Я никогда об этом не заикалась, потому что зачем? Я не специалист и не жаждущий внимания к своим глубоким мыслям обыватель, я просто хожу в музеи, читаю книжки и получаю удовольствие.



Но недавно руки наконец-то дошли до сериала "Черное зеркало". Для справки: это мини-сериал из трех не связанных друг с другом новелл, в каждой из которых сценаристы разными аллегориями, картинами будущего нашего мира и технологий разоблачают разнообразные пороки современного общества. Сюжет первой серии такой: Англия, наше время, похищена принцесса. Условие ее освобождения: в течении суток премьер-министр страны должен в прямом эфире заняться сексом со свиньей, при этом условия к видеосъемке выставлены такие, что смухлевать невозможно.

Простите за спойлер (сериал все равно стоит смотреть): сексом со свиньей премьер все-таки займется, и на это действо на протяжении полутора часов в прямом эфире будет смотреть все Англия. В результате окажется, что похищение организовал художник, создав таким образом, по его словам, "величайший перформанс XXI века" (к слову, в начале онлайн-трансляции полового акта премьер-министра художник отпускает принцессу и кончает с собой, потому как дело всей своей жизни он уже воплотил). Меня как-то не на шутку поразила тогда мысль, к чему мы катимся и что с нами будет, и я эту мысль довольно долго переваривала.

Ну а к непосредственному словоизлиянию на эту тему меня подтолкнула вчерашняя новость. С ума сойти, "голый художник в Воронеже зарылся в снег головой" (см. фотографию, он действительно ГОЛЫЙ. ЗИМОЙ. ЗАРЫЛСЯ. ГОЛОВОЙ. В СУГРОБ.) (никакого политического подтекста, художники колют, режут себя, живут в клетках, жуют экскременты по всему миру, и в заголовке мог быть любой другой город).

Я прочитала заголовок и меня наконец-то прорвало. Мне не 80 лет, я не ханжа и не "в наше время такого не было". Я читаю хорошие книги и фильмы, мне нравится открывать красоту и гармонию во всем вокруг меня и, если честно, мне кажется, что посещение одного замечательного музея облагораживает человека больше, чем курс лекций по этике и годы, проведенные в школе. Более того, я признаю безусловную художественную ценность работ многих современных художников (торкают они меня меньше представителей многих других художественных эпох, но не суть). И тем не менее я сейчас скажу вещь, за которую многие "люди искусства", "хипстеры" и "творческие личности" плюнут мне в лицо или как минимум презрительно посмеются над моей недалекостью. Вот она: так нельзя.

Во второй половине двадцатого века мир почему-то решил, что потенциал классических форм искусства исчерпан, и поиск новых форм и образов привел к этому сдвигу "от объекта к процессу" - к хэппенингам, перформансам и акциям. Мы живем в век стимуляций, и, чтобы вызвать в человеке отклик, уже не достаточно картины в рамке на стене - точно такие же, только ярче и много нам ежедневно показывают по телеку. Поэтому теперь, чтобы ты ощутил что-то - пускай и отвращение, это тоже чувство - "художник" зашивает себе рот грубой ниткой (символ отсутствия гласности в стране, если че), или мастурбирует на глазах у публики, или стреляет себе в руку.

Все подобные "объекты искусства" лишь приумножение абсурдности этого мира (как, впрочем, и разноцветные велюровые костюмы, реалити-шоу, фаст-фуд и многое другое, что создано человеком, но давайте отдельно про котлеты, отдельно про мух). А отсутствие традиции в современном искусстве делает его доступным полем деятельности для разных шарлатанов и спекулянтов: для них нету примеров, учителей, критериев профессионализма. Тут каждый - сам себе бог. Я считаю, что какую бы мысль не пыталась донести до публики творческая личность, если ей недостаточно для этого слов, или красок, или любого другого классического художественного материала, - значит либо мысль дурна, либо художник второсортен. Если в ходе перформанса необходимо спекулировать сексом, человеческой физиологией, оружием и чем-либо другим, что вызывает у зрителя желание отвернуться, убежать, вернуть свой завтрак - перформанс говно, простите мне мой плохой французский. Искусство - это поиск аллегорий и метафор, но если метафора грубее и отвратительнее того, что она призвана изображать, она перестает быть искусством. Теперь это просто неизящные манипуляции нашим сознанием - как далеко можно зайти, прикрываясь словом "искусство", что еще успеет произойти, пока человечество скажет стоп, хватит? Как далеко мы от момента, когда человек, в прямом эфире совокупляющийся со свиньей, - реальность, а не сюжет сериала?

Для меня очевидно, что мы живем в неправильное, переломное время. Очень точно об этом сказала Энн Ламотт: "Посмотрим правде в глаза: наше общество вымирает. Не хочу драматизировать, но, похоже, в нас пробудились какие-то темные силы. Более странной и жутковатой эпохи человечество, пожалуй, не видало после Средневековья. Но ремесло художника переживает любую метаморфозу общественного строя и коллективного сознания. Вот для этого мы и нужны - служить зеркалом, в котором люди увидят себя без прикрас, но и без насмешек". Современные же художники служат скорее кривыми зеркалами, которые с ехидцей и улюлюканьем искривляют нас, изображают все самое мерзкое, что есть в человеке, но самое главное - не предлагают никакой альтернативы, не оставляют надежды на лучшее. Поэтому меня мучает этот всеобщий ажиотаж, которые вызывают Павленские и Люмини, меня беспокоит то, как подобные акции влияют на детей, которые не видели Ренуара и не читали "Войну и мир", зато слышали, что какой-то мужик прибил свою мошёнку к Красной площади, вот умора-то, и вот это и есть "искусство".


Эту масштабную и спорную тему нельзя уместить в несколько абзацев. Но я уверенна: такое современное искусство сродни алкоголю, сигаретам, наркотикам - искусственная замена счастья. Радость - это, цитируя Жадана, то, что дается с боем, как и удовольствие, а тем более - удовольствие эстетическое. Ради него нужно работать над собой, душой подниматься куда-то выше. А пока мы будем довольствоваться эрзацами, которые отвращают, пугают, расстраивают - поражают, да, но не делают нас лучше, мир будет катиться в никуда.


Немає коментарів:

Дописати коментар