Ну, «не понравился» - не совсем точная
формулировка. В фильме много хорошего, и об этом я тоже скажу отдельным
абзацем. Но когда вокруг тебя все бьются в истерике, поют дифирамбы, спорят,
обсуждают, ты ждешь чего-нибудь особенного: вот сейчас тебя скрутит,
переломает, пробьет на слезы, а после просмотра ты будешь долго ходить с
потерянным взглядом, натыкаясь на предметы вокруг, и думать о жизни (ну так по
крайней мере бывает со мной от стоящих картин).
Ничего вышеперечисленного не произошло. Я не
увидела ничего, чего не видела бы в кино раньше и, более того, чего не
видела конкретно у Звягинцева (творчество которого нежно люблю). И когда ты
ждешь чего-то ах!, а в итоге не получаешь, впечатление остается
паршивое. Хотя если бы «Левиафан» было малоизвестным фильмом, который я сама
где-то там нарыла, я, может быть, осталась бы вполне довольна. Короче, как всегда: попридержишь свои ожидания и да не будешь разочарован. Авэ.
На всякий случай отмечу: все, кто кричат «звягинцев
врет у нас все не так слава рассеюшке» или дураки, или дураки. Все так. И в
России, и в Украине, и я не понимаю, как может этого не осознавать любой
человек, когда-либо сталкивавшийся с государственными структурами. Вас
когда-нибудь останавливало ГАИ? Или, может, вам справочка какая-нибудь нужна
была? Вы помните, каким тоном разговаривают у нас люди, за которыми стоит
Государство, пускай они лишь жалкие червячки в его гигантском аппарате? А
теперь умножьте их снобизм, самолюбование и жажду властью обладать и всячески
ее демонстрировать на сто, и вы получите этого мэра провинциального городка,
беспринципного и жадного. Он плавает на своем «плотике благополучия», который
состоит из бабок и власти, по необъятному морю крови, нищеты и мести, среди
лох-несских чудовищ в виде вышестоящих чинов. И отлично понимает, как шаток и
жалок этот его плот, и что достаточно одного неверного решения, чтобы он
перевернулся и тебя поглотила пучина. И, дабы лавировать на этом нестабильном
плав.средстве подольше, он будет врать, воровать и убивать, и общество в
большинстве своем будет его в этом поддерживать. Короче, не верите – почитайте Гоголя,
у нас со времен его «Ревизора» мало чего изменилось.
Звягинцев прав. Я не понимаю одного: зачем
снимать об этом фильм. Да, у нас сын главы милиции области может сбить женщину
с ребенком на пешеходном переходе, а потом ее семья еще будет должна ему машину
ремонтировать. А депутаты, отдыхая в своих «имениях», бывает, постреливают
местных жителей из ружья (эти случаи – капли в море, о которых мы знаем в том
числе потому, что кому-то это выгодно). Я уже молчу о тысячах мелких и не таких
фатальных ситуаций, когда обычный человек в бессилии разводит руками перед
бюрократической машиной, существующей «по понятиям». Но после двух часов у
экрана у меня остается лишь один вопрос: ну и что?
Что теперь? В конце туннеля появился свет? Мы
станем жити по-новому? Все несправедливо посаженные освободятся, зажравшиеся
властьпридержащие очнутся? Где выход?
Звягинцев ответа не знает, по крайней мере в фильме им не делится. А значит в
этом фильме нет смысла. С начала и до конца, все два с половиной часа (!) я все
ждала, что сейчас меня удивят. Но нет – режиссер показал реальную жизнь, и она
была предсказуемой и заведомо печальной.
Меня могла бы зацепить любовь, но с этой
стороной сюжета все вообще как-то плохо: плохо мотивированны поступки, плохо
нарисованы портреты персонажей. Вот жена главного героя вообще какая-то
женщина-загадка (не смотря на то, что ее играет моя любимая Лядова) – что у нее
в голове? Какие у нее принципы, во что она верит? Почему поступает так, а не
иначе? Я не вижу никакой логики в ее действиях, поэтому меня не трогает вся ее
история, более того – остается неприятное чувство, что режиссер меня обманул,
что он подгонял персонажей под нужный сюжет, а не создавал их и отпускал жить и
действовать, согласно их натуре . В «Левиафане» все без исключения люди глупы,
ограниченны, лживы, не сдержанны и легко сдаются, они плохо живут, и, главное,
абсолютно заслуживают эту свою плохую жизнь. Мне их не жаль.
Жаль только времени, потраченного на фильм. «Елена»
и «Возвращение» у Звягинцева такие же тоскливо-безысходные, выдержанные в
сугубо его приглушенной песочно-серой гамме, снятые на понятные человеческие
темы – но они заставляют тебя что-то чувствовать. А «Левиафан» нет. Хотя он
тоже стильный, красивый и с замечательными пейзажами. Вот те кадры, где Лядова
стоит и смотрит, как море разбивается о скалы, - вообще супер. Но они не стоят
2,5 часов.
В общем, смотреть можно. Но не маст си. А
учитывая переполох вокруг этой картины, я бы вообще советовала отложить ее на
пол годика, и смотреть, когда страсти улягутся, чтобы восторженные рецензии
никак не повлияли на ваше впечатление.
спасибо, Аля ! было очень интересно почитать !
ВідповістиВидалитиСпасибо, Анюта) очень приятно, что читаешь)
Видалити