Первой заповедью хорошего вечера дома должно
быть: не верьте рецензиям на Кинопоиске. Иногда я все-таки даю слабину и
доверяюсь паре фраз, набросанных (теперь очевидно) ленивыми, недалекими и, как
мне кажется, вовсе не смотревшими фильмы людьми. Не смотря на то, что синопсис
от Кинопоиска можно назвать скорее антирекламой, «Зильс-Мария» я посмотрела бы
в любом случае – уж очень интересно было, что и как умудрилась сыграть
деревянная Кристен, чтобы стать первой американкой, получившей французскую премию
Сезар за лучшую женскую роль второго плана. Однако господибожемой, ах, как
много действительно стоящих картин я упустила, пробежав глазами пару строк,
навевающих дремоту, в описании кинокартины на каком-нибудь сайте, и решив, что
они и вправду раскрывают суть фильма. Непростительная ошибка! Выбирая фильм для
просмотра стоит полагаться лишь на интуицию и, естественно, на мои рекомендации :) Эта статья о том, почему я горечо рекомендую смотреть «Зильс-Марию»
немедленно.
«Более двадцати лет спустя, на пике славы,
Марию приглашают в Цюрих на церемонию вручения престижной награды от имени
автора и режиссера, которому она обязана своим ранним признанием, Вильгельма
Мельхиора, живущего ныне отшельником в швейцарской деревне Зильс Мария. Но
неожиданная смерть последнего за несколько часов до церемонии погружает Марию
Эндерс в круговорот времени, прошлое, которое никогда не спит, возвращается…».
Скука и ересь. Я готовилась к очередной мелодраме, посвященной проблемам
возрастных актрис, богатых, одиноких, отчаянно воюющих с надвигающейся
старостью. Однако если эта проблематика есть в фильме – она лишь фон, исходные
условия, в которые поставлена героиня, а не лейтмотив сюжета. Второй важный
персонаж – молодая, талантливая и неуравновешенная актриса Джо-Энн Элис,
которую играет Хлоя Морец, - тоже мог
скатиться до шаблонных историй про начинающих звезд, которые бездумно
растрачивают свой талант на игру во второсортных блокбастерах и мечтают о
настоящих, стоящих ролях, употребляют наркотики, дерутся с полицией и теряются
в своей сумбурной личной жизни. Однако и этого не произошло. В этой картине нет
надрывных монологов экзальтированных творческих личностей о том, что этот мир
слишком суров для них, что жизнь пролетает слишком быстро, что современная культура
катиться в бездну. Тем не менее все вышеперечисленные темы затронуты и
раскрыты.
Создатели потрудились на славу, чтобы сделать
трейлер абсолютно не соответствующим содержанию фильма, и за это им большое
спасибо: те кадры, что вошли в рекламный ролик, намекают на то, что любовная
пьеса, в которой главная героиня играла в молодости, случиться с ней в реальной
жизни через 20 лет, вылившись в роман с ее ассистенткой. Поэтому большую часть
картины ты смотришь на нервах, ты ищешь намеки на близость между ними, ждешь,
чем закончится очередное объятие. После, уже в отношениях героинь Жюльет Бинош
и Хлои Морец, проскакивают электрические разряды напряжения, которое рождает
соперничество двух звезд на сцене: стареющей легенды и молодого таланта, у
которого все впереди, и зритель тоже беспокойно замирает: ну, вот сейчас
рванет, сейчас кто-то не выдержит, будут разбирательства, скандалы и нервные
срывы. Но этого не происходит.
Не могу сказать, что Кристен Стюарт
заслуживает особенного признания за эту роль – она, безусловно, задействовала
полный спектр трех эмоций и четырех выражений лица, из которых состоит ее
актерский багаж, однако и этого не достаточно. Нет-нет да закружится у зрителя
голова от чувства, что вот вроде он смотрел другой фильм, а сейчас перед ним
все та же Белла Свон. Но общее впечатление это не портит.
Другие прекрасные актеры, небанальный, но
понятный, не заумно-артхаусный сюжет, чудесные декорации и режиссерские уловки
делают свое дело – фильм смотрится легко и оставляет приятную тяжесть в груди.
Эта тяжесть – мысли, к которым он тебя подталкивает. Которые теперь не дадут
мне уснуть этой ночью, и еще многими последующими ночами.
В общем, смотрите. Меня давно ничего так не цепляло.
Немає коментарів:
Дописати коментар